Суббота, 20 апреля, 2024

Первый полет длился 12 минут: авиационная история Ровно

В процессе своей эволюции люди пробовали освоить воздушное пространство, ведь это открывало большие способности. Самолетом можно добраться на другой континент за короткое время. Эта особенность широко применяется в туристической сфере. Небольшие летательные аппараты используются в сельском хозяйстве. Это позволяет качественно и без малейшего травмирования обработать растения от вредителей и подкормить их. Бизнесмены, политики, общественные деятели, представители шоу-бизнеса владеют частными самолетами, пишет rivne-future.com.ua.

Иметь такой транспорт, конечно, роскошь, но и машины времени еще не придумали, чтобы за короткий срок посетить разные города или страны для подписания важных документов или проведения конференций, концертов.

В первый раз наш город увидел с высоты птичьего полета Александр Васильев. На небольшом аппарате он провел в небе 12 минут. Как началась и развивалась авиационная история Ровно, рассказываем в нашем материале.

Как все начиналось

В начале XX века жителям Ровенщины сообщили невероятную новость: над городом будет кружить настоящий самолет. Всех желающих приглашали стать свидетелями такого зрелища. В то время не каждый поверил такой информации даже после официальной огласки в виде вывешенных объявлений.

4 апреля 1912 года на Казарменной площади собралось 15 тысяч человек. Они пришли убедиться, что анонсированное событие таки состоится. Легендарный к тому времени авиатор Александр Васильев поднял в небо не менее известный моноплан «Блерио». Полет продолжительностью 12 минут стал сенсацией. Об этом писали в местной прессе и обсуждали на каждом шагу.

Казарменную площадь использовали военные для проведения торжественных событий. Здесь расположили несколько рядов кресел, где сидели первые лица города, уездное начальство, военное руководство и состоятельные жители. Эти места были платными. От продажи билетов собрали 1300 рублей, что к тому времени было большой суммой.

Почему событие не произошло с первого раза

Покорение воздушного пространства переносили несколько раз из-за погодных условий. Сначала событие планировали провести в первых числах марта, затем готовились к совершению полета в конце месяца. Затяжная зима вносила свои коррективы и не хотела отступать.

18 марта 1912 года сенсационное зрелище рекламировала ровенская газета «Юго-Западная Волынь» так: «Полеты победителя перелетов Петербург-Москва знаменитого авиатора О.О. Васильева пройдут в Ровно на Казарменной площади на аэроплане “Блерио” в четверг, 29 марта”. Сильный ветер и дождь помешали этому. Прояснилось только 3 апреля, а уже на следующий день долгожданный полет все-таки состоялся.

Авиатор Александр Васильев был в свое время многократным рекордсменом и отличным знатоком своего дела. О его подвигах знали не только ровенчане. В июле 1911 года он был участником первого перелета «Петербург-Москва» и единственным добрался до места назначения. В гонке боролись за первенство 12 участников. За сутки Васильев пролетел 677 километров и установил мировой рекорд, который перед этим принадлежал французскому летчику Бомону.

Чем известен Александр Васильев

Александр Васильев был известным авиатором и любимцем императора Николая II. Летчика любила публика и охотно посещала события с его участием. Наблюдать за показательными полетами приходили тысячи желающих.

Васильев был ярым поклонником авиации и своего будущего не представлял без пропаганды этого вида транспорта. Его имя было знаменитым и уважаемым среди других представителей авиационной деятельности. Об этом свидетельствует хотя бы то, что Александр Васильев получил от известного французского авиатора, изобретателя, основателя авиапредприятия Луи Блерио ценный подарок – собственный самолет “Блерио”.

Именно на этом летательном аппарате Александр Васильев совершил полет от Харькова до Ровно. Об этом свидетельствуют архивные документы. Другие источники пишут, что самолет в разобранном виде был доставлен в Ровно поездом. Перед выступлением «легенды» авиации в ровенской прессе публиковали интересные истории из личной или профессиональной жизни летчика.

Газеты ошеломили рассказом о показательном полете в Харькове, который мог закончиться фатально для его исполнителя. Александр Васильев не справился и моноплан случайно перевернулся вверх колесами. Так он некоторое время провел в воздухе, а публика оценила этот трюк одобрительными аплодисментами, даже не подозревая, насколько трудно удалось вернуться в исходное положение. Летчик испытал большой стресс, но сумел справиться с сильным ветром и успешно завершить шоу.

Первый полет прошел успешно

События 4 апреля 1912 года освещали в газете «Юго-Западная Волынь». Погода была благоприятной, а зрители остались довольны. Моноплану удалось продержаться в воздухе 12 минут. Авиатор Александр Васильев трижды поднимался на высоту 1000 метров, сделал три круга над военным городком на высоте 200 метров. 15-тысячная публика наблюдала за монопланом, а профессионализм летчика вызвал бурные эмоции у зрителей.

Всех больше всего поразил показательный сброс имитационных бомб в предварительно подготовленное для трюка место. Завершился полет успешным приземлением в сопровождении оваций. В газетах называли моноплан бабочкой, поскольку издалека он напоминал именно ее.

Васильев вызвал только восхищение у военного руководства, уездного начальства и простых горожан. Его пригласили повторить успех летом 1914 года. Начало Первой мировой войны перечеркнуло все планы.

Как завершилась карьера Александра Васильева

Летчик отправился на фронт добровольцем. Военное начальство возлагало большие надежды на успешного авиатора. Однажды Васильев в паре с военным генералом осуществляли воздушную разведку во Львове на самолете «Моран». При выполнении задания аппарат сбили враги. 

Авиатора взяли в плен, а из-за попытки выбраться отсюда он попал в лагерь строгого режима. Несколько раз пытались обменять его на австрийского пленника, однако усилия были безуспешными. Легендарному летчику не суждено было вернуться на родину. Он умер на чужой земле и похоронен неизвестно где. Несмотря на печальный конец, Васильев в списке первых летчиков, причастных к развитию мировой авиации. Его имя будут помнить поколение, а о его подвигах будут свидетельствовать устаревшие фотографии и пожелтевшие газетные издания.

Кто такой Петр Нестеров и чем он запомнился ровенчанам

Петр Нестеров продолжил авиационную историю Ровно после Александра Васильева. Он известен как автор «мертвой петли» и возглавлял должность штабс-капитана, руководил корпусным авиаотрядом 3-й авиароты. Прибыл в состав авиаотряда в Ровно на поезде 8 августа 1914 года. В этот же день совершил первый испытательный полет над городом, а через некоторое время отправился в боевой полет. Через несколько дней авиаотряд Петра Нестерова перебазировался с Ровенского аэродрома на Дубенский.

26 августа 1914 года недалеко от Львова произошел трагический случай. После первого в истории авиации воздушного тарана Нестеров погиб. Пилот пытался помешать австрийскому летчику проводить воздушную разведку и влетел ему в хвост. Оба самолета упали на землю, а пилоты погибли.

На этом авиационная история Ровно не завершилась. Ровенский аэропорт был построен в 1944 году, а в следующем году он начал функционировать как пассажирский.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.