В процессе своей эволюции люди пробовали освоить воздушное пространство, ведь это открывало большие способности. Самолетом можно добраться на другой континент за короткое время. Эта особенность широко применяется в туристической сфере. Небольшие летательные аппараты используются в сельском хозяйстве. Это позволяет качественно и без малейшего травмирования обработать растения от вредителей и подкормить их. Бизнесмены, политики, общественные деятели, представители шоу-бизнеса владеют частными самолетами, пишет rivne-future.com.ua.
Иметь такой транспорт, конечно, роскошь, но и машины времени еще не придумали, чтобы за короткий срок посетить разные города или страны для подписания важных документов или проведения конференций, концертов.
В первый раз наш город увидел с высоты птичьего полета Александр Васильев. На небольшом аппарате он провел в небе 12 минут. Как началась и развивалась авиационная история Ровно, рассказываем в нашем материале.
Как все начиналось
![](https://rivne-future.com.ua/wp-content/uploads/sites/17/2022/10/img_633c9128ed2a8.jpg)
В начале XX века жителям Ровенщины сообщили невероятную новость: над городом будет кружить настоящий самолет. Всех желающих приглашали стать свидетелями такого зрелища. В то время не каждый поверил такой информации даже после официальной огласки в виде вывешенных объявлений.
4 апреля 1912 года на Казарменной площади собралось 15 тысяч человек. Они пришли убедиться, что анонсированное событие таки состоится. Легендарный к тому времени авиатор Александр Васильев поднял в небо не менее известный моноплан «Блерио». Полет продолжительностью 12 минут стал сенсацией. Об этом писали в местной прессе и обсуждали на каждом шагу.
Казарменную площадь использовали военные для проведения торжественных событий. Здесь расположили несколько рядов кресел, где сидели первые лица города, уездное начальство, военное руководство и состоятельные жители. Эти места были платными. От продажи билетов собрали 1300 рублей, что к тому времени было большой суммой.
Почему событие не произошло с первого раза
![](https://rivne-future.com.ua/wp-content/uploads/sites/17/2022/10/img_633c912a51536.jpg)
Покорение воздушного пространства переносили несколько раз из-за погодных условий. Сначала событие планировали провести в первых числах марта, затем готовились к совершению полета в конце месяца. Затяжная зима вносила свои коррективы и не хотела отступать.
18 марта 1912 года сенсационное зрелище рекламировала ровенская газета «Юго-Западная Волынь» так: «Полеты победителя перелетов Петербург-Москва знаменитого авиатора О.О. Васильева пройдут в Ровно на Казарменной площади на аэроплане “Блерио” в четверг, 29 марта”. Сильный ветер и дождь помешали этому. Прояснилось только 3 апреля, а уже на следующий день долгожданный полет все-таки состоялся.
Авиатор Александр Васильев был в свое время многократным рекордсменом и отличным знатоком своего дела. О его подвигах знали не только ровенчане. В июле 1911 года он был участником первого перелета «Петербург-Москва» и единственным добрался до места назначения. В гонке боролись за первенство 12 участников. За сутки Васильев пролетел 677 километров и установил мировой рекорд, который перед этим принадлежал французскому летчику Бомону.
Чем известен Александр Васильев
![](https://rivne-future.com.ua/wp-content/uploads/sites/17/2022/10/img_633c912b14817.jpg)
Александр Васильев был известным авиатором и любимцем императора Николая II. Летчика любила публика и охотно посещала события с его участием. Наблюдать за показательными полетами приходили тысячи желающих.
Васильев был ярым поклонником авиации и своего будущего не представлял без пропаганды этого вида транспорта. Его имя было знаменитым и уважаемым среди других представителей авиационной деятельности. Об этом свидетельствует хотя бы то, что Александр Васильев получил от известного французского авиатора, изобретателя, основателя авиапредприятия Луи Блерио ценный подарок – собственный самолет “Блерио”.
Именно на этом летательном аппарате Александр Васильев совершил полет от Харькова до Ровно. Об этом свидетельствуют архивные документы. Другие источники пишут, что самолет в разобранном виде был доставлен в Ровно поездом. Перед выступлением «легенды» авиации в ровенской прессе публиковали интересные истории из личной или профессиональной жизни летчика.
Газеты ошеломили рассказом о показательном полете в Харькове, который мог закончиться фатально для его исполнителя. Александр Васильев не справился и моноплан случайно перевернулся вверх колесами. Так он некоторое время провел в воздухе, а публика оценила этот трюк одобрительными аплодисментами, даже не подозревая, насколько трудно удалось вернуться в исходное положение. Летчик испытал большой стресс, но сумел справиться с сильным ветром и успешно завершить шоу.
Первый полет прошел успешно
![](https://rivne-future.com.ua/wp-content/uploads/sites/17/2022/10/img_633c912bacebb.jpg)
События 4 апреля 1912 года освещали в газете «Юго-Западная Волынь». Погода была благоприятной, а зрители остались довольны. Моноплану удалось продержаться в воздухе 12 минут. Авиатор Александр Васильев трижды поднимался на высоту 1000 метров, сделал три круга над военным городком на высоте 200 метров. 15-тысячная публика наблюдала за монопланом, а профессионализм летчика вызвал бурные эмоции у зрителей.
Всех больше всего поразил показательный сброс имитационных бомб в предварительно подготовленное для трюка место. Завершился полет успешным приземлением в сопровождении оваций. В газетах называли моноплан бабочкой, поскольку издалека он напоминал именно ее.
Васильев вызвал только восхищение у военного руководства, уездного начальства и простых горожан. Его пригласили повторить успех летом 1914 года. Начало Первой мировой войны перечеркнуло все планы.
Как завершилась карьера Александра Васильева
![](https://rivne-future.com.ua/wp-content/uploads/sites/17/2022/10/img_633c912d44231.jpg)
Летчик отправился на фронт добровольцем. Военное начальство возлагало большие надежды на успешного авиатора. Однажды Васильев в паре с военным генералом осуществляли воздушную разведку во Львове на самолете «Моран». При выполнении задания аппарат сбили враги.
Авиатора взяли в плен, а из-за попытки выбраться отсюда он попал в лагерь строгого режима. Несколько раз пытались обменять его на австрийского пленника, однако усилия были безуспешными. Легендарному летчику не суждено было вернуться на родину. Он умер на чужой земле и похоронен неизвестно где. Несмотря на печальный конец, Васильев в списке первых летчиков, причастных к развитию мировой авиации. Его имя будут помнить поколение, а о его подвигах будут свидетельствовать устаревшие фотографии и пожелтевшие газетные издания.
Кто такой Петр Нестеров и чем он запомнился ровенчанам
Петр Нестеров продолжил авиационную историю Ровно после Александра Васильева. Он известен как автор «мертвой петли» и возглавлял должность штабс-капитана, руководил корпусным авиаотрядом 3-й авиароты. Прибыл в состав авиаотряда в Ровно на поезде 8 августа 1914 года. В этот же день совершил первый испытательный полет над городом, а через некоторое время отправился в боевой полет. Через несколько дней авиаотряд Петра Нестерова перебазировался с Ровенского аэродрома на Дубенский.
26 августа 1914 года недалеко от Львова произошел трагический случай. После первого в истории авиации воздушного тарана Нестеров погиб. Пилот пытался помешать австрийскому летчику проводить воздушную разведку и влетел ему в хвост. Оба самолета упали на землю, а пилоты погибли.
На этом авиационная история Ровно не завершилась. Ровенский аэропорт был построен в 1944 году, а в следующем году он начал функционировать как пассажирский.