Суббота, 27 апреля, 2024

В ожидание поезда: железнодорожные станции Ровенщины, появившиеся в др. пол. XIX век

В XIX веке железнодорожное строительство явилось главным направлением промышленного переворота в транспортной отрасли. Железная дорога стала весовым ускорителем экономического развития на украинских территориях. Началом истории железных дорог в Украине считается день 4 ноября 1861, когда на железнодорожный вокзал во Львове прибыл первый на территории Украины поезд. А вот жители впервые встречали поезд в мае 1873 года — паровоз прибыл на новую станцию ​​в Ровно. В этом же году и на протяжении следующих железнодорожных станций появились и в других городах Ровенщины. Железнодорожные вокзалы быстро стали местом встреч, прощаний и волнующих ожиданий прибытия или поездки, пишет rivne-future.com.ua.

Железнодорожный вокзал Ровно

Впервые жители увидели поезд на ровенской железнодорожной станции в мае 1873 года. Для горожан поезд с оглушительным грохотом, который пыхтел паром и время от времени подавал громкие сигналы, был настоящей диковинкой.

Движение по железной дороге Кривин – Брест, составной части железной дороги Казатин – Бердичев – Шепетовка – Здолбунов – Ровно – Ковель – Брест, было открыто 25 мая 1873 года. Именно в этот день открылась и ровенская железнодорожная станция.

Здание железнодорожного вокзала в Ровно было построено в стиле, характерном для тогдашних железнодорожных станций Российской империи. Железнодорожный вокзал Ровно был одним из крупнейших в сети Юго-Западной железной дороги. Изображение первоначального вида ровенского железнодорожного вокзала сохранилось на раритетных фотографиях, ведь в годы Второй мировой войны объект потерпел существенные разрушения.

В конце XIX века в помещении ровенского железнодорожного вокзала находились билетные кассы, багажное отделение и, конечно, зал ожидания. Кроме этого, в помещении вокзала находился буфет и ресторан.

В первые годы работы ровенская железнодорожная станция являлась популярным местом прогулок и назначения встреч. Ведь прибытие поездов долгое время вызвало «вау-эффект» среди горожан.

Железнодорожный вокзал становился особенно популярным местом, когда в Ровно прибывала какая-нибудь важная персона. На поезд в Ровно прибывали русские цари – Александр III и Николай II. В годы Первой мировой войны на поезде приезжал в Ровно американский писатель и публицист Джон Рид, а в межвоенный период приезжал тогдашний польский президент Игнатий Мосцицкий.

До Первой мировой войны через Ровно ежедневно курсировало семь поездов в Киев, шесть – в Брест и еще четыре в полесские районы Волынской губернии. Это были грузовые, пассажирские, курьерские и почтовые поезда.

Прибыв на железнодорожную станцию ​​в Ровно, пассажиры могли воспользоваться услугами конных извозчиков, чтобы добраться до места назначения. Позже появились автомобили первых частных перевозчиков – появление этого транспорта добавило удобства тем, кто высаживался на железнодорожном вокзале в Ровно.

Не секрет, что железнодорожная станция всегда являлась важным стратегическим объектом. Потому в первой половине XX вокзал оказывался в самом эпицентре бурных исторических событий.

14 сентября 1939 года в небе над Ровно появились немецкие самолеты, начавшие бомбить город. В первую очередь досталось ровенской железнодорожной станции и военным казармам. После налета нацистской авиации вагоны были разбиты, а железнодорожные пути изуродованы.

Досталось зданию вокзала и в 1941 году, когда большевики отступали из Ровно. Они взорвали вокзал, однако он получил лишь частичные разрушения. Второй раз железнодорожная станция была взорвана советскими подпольщиками зимой 1944 года, во время отступления гитлеровцев. Правда, целесообразность этих действий было сложно понять, ведь нацисты от этого никак не пострадали, а вот важному объекту инфраструктуры города был нанесен значительный ущерб. Разрушения были настолько существенными, что долгое время в Ровно не было железнодорожного вокзала. Новый вокзал на месте старого был построен в начале 50-х годов XX века.

Сложно обойти тот факт, что ровенский железнодорожный вокзал в XX веке был не только местом волнующего ожидания поездов, но и местом плача и прощаний. На протяжении 1939-1941 годов большевики отправляли целые семьи в советские концлагеря. В морозные дни на станции стояли сотни вагонов, куда большевики загоняли детей, женщин и мужчин – их палачи-энкаведисты считали «врагами народа».

В годы немецкой оккупации гитлеровцы отправляли с железнодорожной станции тысячи ровенчан и жителей области на принудительные работы в Германию.

Железнодорожная станция в Дубне

Город Дубно Ровенской области имеет удачное географическое расположение. Через него проходят важные автомобильные пути, а также железная дорога. Всего в Дубенщине расположено 5 железнодорожных станций и одна из них в самом городе Дубно.

Появилась дубенская железнодорожная станция в тот же год, что и ровенская – в 1873 году. Интересно, что в год своего появления станция располагалась на месте бывшего пригородного села Стракли или как его еще называют Чешский Стракли. Название села происходит от слова «тракт», что означает «путь». В XIX веке в этой деревне проживало немало чехов. А в 1975 году поселок вошел в состав города Дубно.

По классификации железнодорожных станций, дубенская относится к промежуточным. Она расположилась на пути Здолбунов – Красное между станциями Озеряна и Каменица-Волынская.

Электрификация этой железнодорожной станции произошла в XX веке, а именно в 1965 году.

Железнодорожная станция в Здолбунове

Здолбунов часто называют городом железнодорожников или транспортным сердцем Ровенщины. И действительно, место является важным железнодорожным узлом в западных областях Украины. В 1873 году в городе была открыта железнодорожная станция Здолбунов, которая стала одной из крупнейших узловых станций Ровенской области.

Линию Казатин I – Здолбунов – Ковель – Граево, на которой была открыта станция, строили на протяжении 1871-1876 годов. Электрификация железной дороги произошла значительно позже – в 60-х годах XX века.

В конце 80-х годов XX века на станции произошла авария – произошло столкновение электровоза-толкателя с рейсовым автобусом. На момент аварии в салоне находились 38 пассажиров, многие из них получили травмы.

Позже на станции появилось локомотивное и моторвагонное депо, где производился ремонт электропоездов и части дизель-поездов.

Железнодорожный вокзал в городе Сарны

Еще одним городом железнодорожников в Ровенской области считается город Сарны. Собственно, становление и развитие города началось с появлением железнодорожного узла.

В 1885 году на перекрестке железных дорог Ровно – Лунинец и Ковель-Коростень было заложено небольшое деревянное помещение. Так, на карте полесской железной дороги появилась маленькая станция «Сарны». Для работников железнодорожной станции было построено жилье, а социально-экономическое развитие города несколько оживилось.

В начале XX века железнодорожная станция в городе Сарны стала одним из крупнейших железнодорожных узлов Юго-Западной железной дороги. Со временем количество рабочих-железнодорожников на станции увеличивалось. Для них были построены дополнительные дома. Так станция и дома для железнодорожников превратились в «город в городе». Рядом с железной дорогой появилась и улица, получившая название – Железнодорожная. Эта улица отличалась своей благоустроенностью и чистотой.

В начале XX века в городе появился клуб «Железнодорожник». Заведение сыграло важную роль в развитии культуры города. Чуть позже у вокзала заложили парк.

Прокладывание железнодорожного пути через тот или иной город ускоряло его социально-экономическое развитие. Однако движение поездов поблизости или через город часто приносило дискомфорт для горожан из-за гудения поездов. А железнодорожные станции становились своеобразным символом встреч и прощаний.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.