Четверг, 11 августа, 2022

Как в городе Ровно появилось электрическое освещение

В наши дни сложно себе представить освещение Ровно с помощью фонарей со свечами внутри или керосиновых светил. Однако именно благодаря им в прошлые столетия на улицах города появлялось освещение. Ситуацию значительно упростило появление электростанций, пишет rivne-future.com.ua. Так, когда в Ровно впервые загорелись электрические фонари?

От фонарей со свечами до первой частной электростанции

В прошлом, до середины XIX века уличное освещение города Ровно производилось с помощью фонарей со свечами внутри. Конечно, такой способ освещения не был автоматизирован. Это была ежедневная, рутинная работа будочника – человека, который каждый вечер зажигал фонари.

К примеру, вот как писатель Владимир Короленко описывал освещение местной святыни – колонны со скульптурным изображением Божией Матери: «по вечерам будочник, лицо официальное, вставлял в фонарь огарок свечи и поднимал его на блок».

Со временем стали более распространены фонари с керосиновыми лампами. Но даже переход на керосиновые лампы не означал, что в темное время суток все улицы города засияют. Из-за постоянной экономии удаленные от центра города улицы часто «утопали» в темноте.

Бывали случаи, когда в городе зажигали фонарей больше обычного. Но это было связано с какими-то чрезвычайными событиями, например, приездом российского императора Александра III в Ровно в 1890 году. В связи с таким событием тогдашний волынский губернатор распорядился зажечь вместо 100 фонарей 160. Но стоило императору покинуть город, как дополнительные фонари убрали.

В начале XX века в городах Волынской губернии, тогда входившей в состав Российской империи, значительно растут бюджетные расходы на уличное освещение. Исторические документы утверждают, что на 1910 год в Ровно насчитывалось 280 фонарей, для сравнения в соседнем Луцке в то время их было 400.

В 1911 году городская дума в Ровно заговорила о внедрении электрического освещения в городе. Для этого городская дума сначала принялась создавать специальную комиссию. А проектную смету было поручено составить российскому обществу «Всеобщая компания электричества». Городские власти планировали придать коммерческий характер будущей электростанции и пустить ток не только для освещения улиц Ровно и городской думы, но и в частные дома, предприятия и военные казармы.

Однако было одно «но». Как известно, в то время Ровно продолжало оставаться частновладельческим городом. Поэтому в дело неожиданно вмешался владелец города князь Любомирский. Он, будучи человеком предприимчивым и энергичным, решил построить в городе собственную электростанцию. Таким образом, первая электростанция в Ровно появилась в 1912 году и была частной, ведь принадлежала князю Любомирскому.

Располагалась она на улице Замковой. Работала на угле с помощью двух газогенераторных двигателей. И хотя мощность княжеской электростанции была небольшой, все же произведенной электроэнергии хватало для освещения четырех казарм в военном городке, частных домов на улицах Замковой, тогдашних Шоссейной, Директорской и для освещения полуразрушенного имения Любомирских.

Поскольку мощности частной электростанции Любомирского не хватало, чтобы осветить весь город, городская дума снова взялась за идею электрификации Ровно. Для того чтобы возвести еще одну электростанцию, власти приобрели земельный участок у братьев Луковских на тогдашней улице Костельной. Заработала электростанция в 1914 году. Она была дизельная и значительно мощнее, чем княжеская. Тогда были полностью электрифицированы тогдашние улицы Шоссейная, Тополевая, Директорская, Дубенская, Немецкая и Сенаторская.

Освещение в Ровно в 20-30-е годы XX века

В 1915 году в разгар Первой мировой войны Ровно оказалось под угрозой немецко-австрийской оккупации. Власти Российской империи решили забрать на восток оборудование электростанций, подлежащее перевозке. Другое имущество было решено уничтожить. После Первой мировой войны, в бурные революционные годы на улицы ровенчан снова вернулась тьма. А в 1920 году пришедшие в Ровно большевики полностью уничтожили электроснабжение.

Возобновление электроснабжения в Ровно началось уже при польских властях, в 20-х годах XX века. Стоит отметить, что в то время численность населения в Ровно выросла, поэтому в 1928 году магистрат принял решение построить новую мощную электростанцию. Она появилась в 1934 году на современной улице князя Владимира. Ее строительство стоило 765 тысяч злотых. Помещение этой электростанции, построенной при польской власти, сохранилось до наших дней.

К сожалению, судьба первой ровенской электростанции, принадлежавшей князю Любомирскому, незавидна. После разрушений, понесенных электростанцией в годы Первой мировой войны, она так и не была восстановлена. Во времена польских властей внутри здание несколько реконструировали, после чего им стали пользоваться городские спортивные общества. За годы советской власти помещение использовало спортивное общество «Спартак». Со временем знаковое для истории Ровно здание существенно пришло в упадок.

До наших дней осталась лишь небольшая часть этого исторического здания. Ровенчане и гости города проходя мимо нее часто могут не знать, что именно это историческое сооружение первым подарило Ровно электрическое освещение.

Latest Posts