Суббота, 25 июня, 2022

История ровенского спидвея

В Ровно обустроен специальный стадион для проведения спидвейных гонок. 24 мая 1959 года состоялись первые соревнования на мототреке. Как только не называют гонку на гаревой дорожке, однако каждый раз увиденные картинки надолго остаются в памяти посетителей. Участники зрелища выкладываются по полной, ведь живут этим спортом, стремятся к победе и признанию, поэтому презентуют невероятное шоу, чтобы вы почувствовали всю атмосферу. Больше на rivne-future.

Как все начиналось

В конце 50-х годов прошлого столетия в Ровно приступили к строительству первого на территории Советского Союза мототрека. 1958 года стартовали первые работы по обустройству дорожки, а уже в следующем году 24 мая состоялись первые гонки. Этот день вошел в историю. Начало спидвейных соревнований сохранилось не только в памяти, а этой дате посвятили юбилейную экспозицию в Ровенском областном краеведческом музее. Пожелтевшие газетные вырезки, старые фотоснимки, афиши прошлого века напоминают о тех временах, когда все только началось.

Несколько десятилетий назад классическая спидвейная гонка проводилась на дорожках с твердым покрытием без ограждения по внешнему их радиусу. Уже в послевоенное время в Европе строились особые треки. Эту технологию подхватили и ровенские разработчики. Огромный вклад внес Юрий Корхов, который свою жизнь не представлял без спидвея и в то время руководил Ровенским областным комитетом Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ). 

Как настоящий энтузиаст, вместе с единомышленниками, он убедил властные структуры и доказал необходимость существования спортивно-технического комплекса в Ровно. Разрешение на строительство мототрека получили. Для этого выделили около 20 гектаров земли на окраине города. Инициативу Корхова поддерживали предприятия, организации, учреждения не только Ровно, но и всей области. Работники ДОСААФ и любители спортивной гонки буквально жили на стройке. Отец советского спидвея Владимир Карнеев в своей книге «Жизнь в кольце скорости» вспоминает, как он посетил комитет, а на дверях организации встретился только с табличкой, где написали о закрытии в связи с пребыванием его работников на строительстве мототрека.

О трудностях строительства и первые соревнования

Не все шло как по маслу, ведь в каждом деле встречаются подводные камни. Строительство качественной гаревой дорожки требовало сил и знаний. Нередко добиться желаемого результата удавалось методом проб и ошибок. Для покрытия использовали то песчаник, то просеянный паровозный шлак, который впоследствии утрамбовывали смесью битого кирпича и гравия. Лучшим решением стало использование гранитно-базальтовой крошки и глины. Все хорошо утрамбовали катками и привлекли тяжелую технику.

Ровенский мототрек был построен в рекордно короткое время. 24 мая 1959 года здесь встречали желающих посоревноваться за первенство в спортивных гонках на гаревой дорожке. Ровенские спидвеисты заняли призовое второе место, уступив львовской команде. Своими стараниями отличились наши земляки: Иван Хорват, Борис Савойский, Виктор Улянин, А. Гуменюк, В. Кучеренко и другие.

Иван Хорват и Леонид Дробязко – легенды «черного» спорта Ровно

Иван Радионович Хорват был участником первой гонки 24 мая 1959 года. До этого времени он принимал участие в мотогонках в разных городах Украины. Испытал силу и возможности советских мотоциклов ИЖ, К-125, К-750. Конечно, спортсмен не мог пропустить исторические гонки в своем городе и завоевал победу на свежепостроенном деревянном треке в Ровно. 

Тогда проводились соревнования сразу среди участников нескольких категорий. Класс 350 сантиметров кубических собрал наибольшее количество гонщиков – 14. Иван Хорват стартовал под символическим номером 13 и сумел обогнать спортсменов, представлявших Ровенскую, Львовскую, Ивано-Франковскую, Закарпатскую и Волынскую области. 7 победителей соревновались в финальной части. Иван Радионович пересек финиш за рекордные 2 минуты 53 секунды и основал первое рекордное время на ровенском треке. Пока молодое поколение отшлифовывало свое мастерство, лучше Хорвата трудно было найти.

Леонид Дробязко был любимцем среди ровенских болельщиков. Каждый его выход на дорожку поклонники подхватывали аплодисментами и громкими овациями, что поддерживало спортсмена и помогало сосредоточиться на гонке, ведь он был надеждой всей публики. Гонщик успешно выступал в составе команды «Радуга» с 1965 по 1967 годы. За три года Леонид Дробязко сумел провести 28 гонок. Ему принадлежит звание самого результативного игрока среди ровенских спидвеистов. Особенно удачным и обильным победам выдался 1966 год. Треть очков, которые получила «Радуга», завоевал именно этот спортсмен. Фанаты так и говорили: иду «на Дробязко».

Недостатки спортивного сооружения привели к реконструкции

Несмотря на бешеную популярность, гаревая дорожка имела несколько недостатков, которые можно было устранить в процессе реконструкции. Поэтому в 70-х годах прошлого столетия стартовали соответствующие работы. В 1983 году в честь 700-летия Ровно открыли обновленный мототрек, который считали одним из лучших европейских спортивных комплексов, где проводили международные соревнования высочайших уровней. Зарубежные гости отмечали высокий уровень подготовки ровенского мототрека. Новая ровенская спортивная дорожка признана лучшей в Советском Союзе, а также вошла в пятерку лидеров среди стран Европы.

Праздновали в течение двух дней. 17 сентября на дорожке соперничали советские спортсмены. На следующий день состоялась международная гонка с участием представителей Польши, Венгрии, Чехословакии. Рассказывают, что этого события с нетерпением ждали тысячи поклонников, даже не всем хватило мест.

Стадион может разместить 15 тысяч зрителей, для которых предусмотрено два входа. Дорожка протяженностью в 360 метров покрыта гранитной крошкой. На территории действует въезд в закрытый парк и еще один для карет скорой помощи, пожарных машин и спецтехники по обслуживанию спортивного трека.

Ровенский мототрек одно из самых любимых мест проведения досуга среди ровенчан и гостей города.

Latest Posts