Пятница, 26 апреля, 2024

История железнодорожной станции в Здолбунове

Здолбунов находится недалеко от Ровно и считается одним из самых перспективных городов области. Населенный пункт славится своей железной дорогой и цементным заводом. Долгое время город был незаметен и не имел нынешнего статуса до тех пор, пока не построили железнодорожные пути. О железнодорожном вокзале можно узнать из исторических источников, а также по рассказам старожилов и краеведов, пишет rivne-future.com.ua.

Историческая справка о Здолбунове

Первое историческое упоминание о Здолбунове появилось в 1497 году. Село Долбунов (название того времени) было в перечне населенных пунктов, которые перечислялись в дарственном акте великого князя Литовского Александра князю Константину Острожскому. В начале ХVІІ века поселение состояло из 17 дворов.

До середины XIX века Здолбунов был деревней. Даже проведение на этой территории ярмарок не изменяло его статус. Эта информация зафиксирована в документах еще со времен Великого княжества Литовского. Село подчинялось волостному центру в Здолбице.

Впервые современное название Здолбунов появилось в 1629 году. Существует несколько версий происхождения названия населенного пункта. Самая распространенная из них утверждает, что неподалеку от поселения были меловые рудники. Местные жители копали (долбали) там мел. Когда их спрашивали, откуда они, то отвечали, что из Дов(л)бунова.

Возникновение железной дороги в Здолбунове

Здолбунов стал городом после строительства железной дороги во второй половине XIX века. Часть земель, принадлежавших действительному статскому советнику Хомякову и Свято-Михайловской Здовбицкой церкви, выделили под железную дорогу.

Под руководством железнодорожного магната Ивана Блеха в 1873 году в Здолбунове появилось депо, железнодорожный вокзал и различные коммуникации, для строительства которых изначально не хватало камня. С этой целью решили разобрать роскошный замок в Тайкурах. Именно этот строительный материал был использован для строительства железнодорожных сооружений.

С появлением железной дороги в Здолбунове произошли существенные изменения. Сюда стали съезжаться специалисты: инженеры, железнодорожники, машинисты. Люди устраивались на работу и оставались жить в Здолбунове. С этого времени возникла необходимость в соответствующих кадрах. Здесь открыли двухклассное железнодорожное училище, первоначально не имевшее постоянного помещения. В 1905 году построили с этой целью специальное здание, впоследствии ставшее школой № 5.

Строительство железной дороги оживляет торговлю в Здолбунове. Кроме того, в 1884 году здесь появляется первая частная цементовня. Сначала она функционировала как маленькое производство, но постепенно развивалась. В 1899 году запускают литейный механический завод, а впоследствии и другие предприятия.

Расширение инфраструктуры способствовало изменению статуса поселения. Одновременно существовало два названия: Здолбуново (касалось железнодорожной станции) и Здолбунов (название города). Позже первый вариант перестали употреблять. В 1903 году Здолбунов становится заштатным городом, в 1924 – уездным центром Волынского воеводства, а в 1939 – райцентром.

От железнодорожного вокзала вдоль центральной улицы проложили тротуар и установили газовое освещение. Город становится перспективным и быстро развивается. С приходом польских властей в Здолбунове происходят изменения. Сначала железную дорогу ограбили и вывезли много паровозов. Цементный завод возобновил свою деятельность, потому что по приказу царской власти не функционировал с 1915 года.

Несмотря на многие трудности, Здолбунов стал большим железнодорожным узлом, откуда можно доехать почти во все уголки Украины. Даже на гербе города рядом с киркой и молотком изображен железнодорожный ключ, символизирующий развитые здесь строительную и железнодорожную отрасли промышленности.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.