Вот уже более ста лет как на дорогах Ровно появились первые автомобили, постепенно заполонив город настолько, что теперь улицу без авто можно увидеть разве что ночью. Однако к 1900-м годам ситуация была кардинально противоположная. Именно в 1914 году в нашем городе появилось это причудливое чудо техники, пишет rivne-future.com.ua.
Автомобили появились, но лошади — в приоритете
Первые автомобили в Ровно появились почти сто лет назад. Во всяком случае, есть информация, что в 1914 году в городе было три легковых автомобиля. А тремя годами ранее, в 1911 году, Ровенская городская дума приняла специальные правила движения автомобилей по городу.
В документе указано, что человек, который хотел получить билет и ярлык на право ездить легковым авто по городу Ровно, должен был подать в городской совет соответствующее заявление и внести сбор в пользу города. Обязательными правилами были: движение по правой стороне улицы, скорость движения автомобилей и автобусов по городу не должна превышать пять километров в час. Также в документе есть интересный факт – в случае, если на вашем пути есть лошади, то водитель транспортного средства должен остановиться и прекратить работу двигателя. То есть, конный транспорт столетия назад считался главным.
Если в 1914 году в Ровно было три автомобиля, то уже в 1974 году — почти две тысячи. В настоящее время в областном центре зарегистрировано около ста тысяч автомобилей, а то и больше. Таков он, технический прогресс.
Первый автобусный маршрут в Ровно появился в 1910 году. Представьте только, чтобы попасть из Ровно в Житомир, нужно было потратить 19 часов. Немного лучше стало с перевозками от Ровно до Корца в 1911 году. Немецкий автобус преодолевал это расстояние за два с половиной часа.
Трамвай в Ровно…и это не шутка
Еще одним интересным фактом из транспортной истории Ровно, который несомненно сейчас вызовет удивление у местных жителей, это обсуждение идеи запуска трамвая сто лет назад. Планировалось создание акционерного общества “Ровенский трамвай”, была предварительная договоренность с иностранным банком о предоставлении средств для будущих работ. Трамвай должен был функционировать на основе концессии (Договор о передаче природных богатств, предприятий, других хозяйственных объектов, находящихся в собственности государства или органов местного самоуправления, во временное пользование фирмам, лицам иностранного происхождения). А Ровно, в свою очередь, могло выкупить городскую часть трамвая только после 15 лет эксплуатации за 65% затрат на его строительство, после 20 лет – за 45%, после 25% – за 30%, а после 30 лет – трамвай становился бы собственностью города на бесплатных началах. Однако Первая мировая война внесла свои коррективы и трамвай в Ровно остался только в планах. Однако ненадолго…
В начале 90-х годов прошлого столетия в Ровно снова начали обсуждать строительство трамвайной линии. В своей книге “Ровно. Назад к капитализму» Николай Несенюк рассказал, что зимой 1990-1991 тогдашний глава горисполкома представил проект, который воплотив его в жизнь, горожане забыли бы о транспортных проблемах Ровно. Так как тогда частных перевозчиков еще не было, а старые государственные троллейбусы и автобусы существенно не считались с графиками, то новый проект Ивана Федива предусматривал строительство трамвайных депо. А линии нового вида транспорта должны были быть по всему городу на новых дорогах, мостах и транспортных развязках. Разработкой проекта транспортных линий занималась одна иностранная фирма, которой заплатили кругленькую сумму. Ходили слухи, что деньги ушли из кассы “Азота”. Ушли, и все о них забыли. Как и о трамваях, которые со временем стали поводом для шуток и насмешек в Ровно.
В настоящее время общественным транспортом в Ровно пользуются ежедневно почти 200 тысяч человек. Первый троллейбусный маршрут в Ровно появился 5 декабря 1974 года. Кстати, дату запуска, вероятно, выбрали не случайно, ведь тогда отмечали День Конституции (“сталинского” основного закона).
Самыми длинными маршрутами в Ровно являются 35-й и 65-й. Если считать дорогу в оба конца, то в общей сложности получится по 30 километров. Самым коротким — 56 (по 12 километров).