Среда, 30 октября, 2024

История и тайны усадьбы Ходкевичей в Млинове

В 1566 году городок Млинов, что на Ровенщине, стал собственностью Ходкевичей – рода, происходившего из Великого княжества Литовского. В 1790-х годах по берегам реки Иквы хозяева Млинова начали строить усадьбу. Строительство дворца завершилось в первые годы XIX столетия. Построенная усадьба обладала заметными чертами классицизма – популярного в те времена архитектурного направления. Роскошный дворец стал украшением города – его дополнил парк и павильоны вокруг. Несмотря на свою архитектурную красоту, усадьба стала известна из-за происходящих здесь мистических вещей. Говорят, здесь появлялось привидение Белой Панны, пишет rivne-future.com.ua.

Млинов стал собственностью рода Ходкевичей

Живописный городок Млинов на Ровенщине впервые попал на страницы истории в XVI веке. Однако жизнь здесь бурлила задолго до этого упоминания. Ведь, как свидетельствуют археологические исследования, много столетий назад на месте Млинова и вблизи существовало древнерусское городище Муравица. Первое письменное упоминание об этом поселении датируется 1149 годом.

Новая страница истории для города Млинова началась после того, как город перешел в собственность рода Ходкевичей. Случилось это в 1556 году. Поселок Млинов был приданым Екатерины Вишневецкой – представительницы украинского магнатского рода Вишневецких. Она вышла замуж за Григория Ходкевича – магната и военачальника Великого княжества литовского.

В конце XVIII века род Ходкевичей обладал достаточно большими богатствами. Ходкевичам принадлежало немало деревень и городков, среди которых и Чернобыль Киевской области. В 1789 году при содействии семьи Ходкевичей в Млинове начали устраивать две ежегодные ярмарки. В конце того же XVIII века именно в Млинове – живописном городке Ровенщины, семья Ходкевичей решила построить изысканную семейную усадьбу.

Строительство усадьбы

Инициатором строительства усадьбы считают графиню Людвику Ходкевич. Современники характеризовали ее как умную и энергичную женщину.

В 1785 году архитектор Леопольд Шлегель создал проект дворцового ансамбля, включая саму усадьбу. Однако, как свидетельствует польский историк Роман Афтанази, проект приведения в порядок территории, на городе которой должна была появиться усадьба, существовал за много лет до того, как его разработал Шлегель. Вроде бы, по первоначальному замыслу дворец должен был соответствовать архитектурному стилю барокко. К сожалению, первый план не сохранился, поэтому исследователи точно не знают, какой сначала хотели видеть усадьбу Ходкевичи.

Архитектор Шлегель уже имел определенную базу и в 1785 году он представил свой проект, который дошел до наших дней. По замыслу Шлегеля, млиновская усадьба Ходкевичей должна была возвышаться на два этажа и иметь высокую крышу. На главном фасаде вход должен быть оформлен четырьмя колоннами коринфского ордера, а на заднем – два ризалита. На изображениях плана Шлегеля видно его довольно оригинальное решение – сделать внутреннюю лестницу в виде круга.

По каким-то непонятным причинам Людвика Ходкевич отказалась от этого проекта дворца. Польский историк Роман Афтанази предполагал, что, возможно, госпожа Ходкевич хотела видеть усадьбу более величественной и возвышенной.

Следующим, кто приступил к созданию проекта дворца Ходкевичей в Млинове, был варшавский архитектор Кароль Шютц. Правда, каких-либо кардинальных изменений он не внес – польский архитектор лишь переделал проект своего предшественника Шлегеля. К примеру, вместо четырех колонн на главном фасаде – стало шесть. А вот элементы декора на фасаде почти не отличались от тех, что задумал Леопольд Шлегель.

Строительство усадьбы стартовало в 1790 году. По сути, усадьба стала главным объектом дворцового ансамбля. Строительство усадьбы Ходкевичей в Млинове завершилось в начале XIX века. В конце наблюдения работ вел архитектор Ян Слоневский.

Построенный дворец соответствовал архитектурному стилю классицизма. Это была монументальная каменная постройка с шестью колоннами на главном входе. К колоннаде по обе стороны и по центру подходили подъездные дорожки. На фронтоне ризалита виднелся родовой герб владельцев имения – семьи Ходкевичей. На фасадах в промежутках между окнами выделялись пилястры.

Во времена проживания во дворце его основательницы – Людвики Ходкевич, усадьба получила богатый внутренний декор. Стены и потолок здания были покрыты росписями на разные сюжеты. На стенах была лепнина с растительными мотивами и росписями на гротескную тематику.

Над декорированием стен работали художники Винцентий Боркевич и Мёдушевский. Кроме росписей и лепнины помещение усадьбы поражало разнообразными фарфоровыми изделиями, старинными часами и статуэтками, декорированным кафелем каминов.

Составляющие части дворцового ансамбля

Кроме усадьбы, составными частями дворцового ансамбля Ходкевичей были: пейзажный парк со скульптурами, павильон «Философский домик», музыкальный павильон, костел, павильон «Летняя кухня» со столовой, конюшня для лошадей и тоннели под дворцом.

Интересным сооружением дворцового комплекса был музыкальный павильон – Темплум. Сначала это сооружение предназначалось для музыкальных целей, но впоследствии стало использоваться для хозяйственных целей и как летний салон. Было здесь также кафе, где хозяева Млинова проводили время со своими гостями.

Не менее интересной частью ансамбля был Философский домик – некий небольшой дом с двумя дымоходами и высотой на полтора этажа. В домике любил проводить время волынский шляхтич Александр Ходкевич. Вдохновленный модными научными веяниями XVIII века, шляхтич проводил научные эксперименты. Главным его увлечением были химические опыты, поэтому в философском домике у него была комната для опытов, комната для хранения химических реактивов и отдельная комната для проживания. А справа от необычного домика примыкала пещера из глины и земли, которую собственноручно сделал Александр Ходкевич.

Особую красоту дворцовому комплексу Ходкевичей придавал пейзажный парк. Хозяйка усадьбы Людвика Ходкевич задумала, чтобы парк выглядел «итальянским садом». Для этого аристократка заказала ряд деревьев, кустов и цветов, которые планировала высадить в саду.

Итак, в конце XVIII века вблизи усадьбы были взорваны итальянские, ломбардские и бальзамические тополя, а также липы, вишни, березы, осины, грабы, клены, рябина, орешник, тисы, яблони, сливы, можжевельники, жасмин, сирень, виноград, много -много разных цветов. Мельниц еще не знал такой красоты!

Мистические истории, связанные с усадьбой

Наверное, наибольшую славу и популярность среди посетителей усадьба получила из-за странных вещей, которые здесь происходят. Вроде бы, во дворце или поблизости можно увидеть призрак Розалии Любомирской – дочери Людвики Ходкевич.

Впервые фантом Розалии Любомирской появился во дворце в один из летних дней 1793 года. Тогда графиня Людвика Ходкевич сидела за столом в собственном доме. Вдруг женщина почувствовала странный звук, словно кто-то начал открывать дверь и хлопать по ней. На тот момент, кроме Людвики Ходкевич, во дворце никого не было. Женщина решила пройтись по пустым комнатам дворца. В последней комнате графиня увидела жуткое явление: словно в тумане просматривалась фигура ее дочери Розалии, голова которой была отделена от туловища.

Испуганная графиня начала звать слуг, а призрак дочери быстро исчез. Через некоторое время Людвика Ходкевич получила известие из Парижа, где в то время находилась ее дочь, о том, что Розалия была казнена на гильотине. Говорят, что призрак Розалии Любомирской появился во дворце в день ее казни.

Именно из-за этого мистического события усадьба Ходкевичей некоторое время оставалась недостроенной, а Людвика Ходкевич переехала в свое поместье в Чернобыле.

Млинчане рассказывали, что призрак Белой Девы появлялся в имении в 1930-х годах, а также в 1990-х годах в сохранившемся дворцовом флигеле. Вроде бы, призрак Розалии Любомирской может появляться то во дворце, то в саду.

Дальнейшая судьба архитектурного объекта

В 1915 году дворец Ходкевичей оказался в водовороте войны, ведь через город проходила линия фронта. За время войны дворец был сильно поврежден – в поместье попало 138 артиллерийских снарядов.

В конце 20-х годов XX века владелец матки перевез остатки усадебного архива в Краков и Львов. Часть документов стала достоянием Государственного архива Польши.

После Второй мировой войны дворец был полностью разобран, а на его месте был построен зооветеринарный техникум. До наших дней сохранился малый дворец – флигель. В 1970-х годах в его помещении начал работать Млиновский краеведческий музей.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.